Главная / Главная / Увлечение Л.Н. Толстого пчеловодством

Увлечение Л.Н. Толстого пчеловодством

Материалы паспорта музейной пасеки:

Из письма Софьи Андреевны Толстой редактору журнала «Пчеловодная жизнь» М. А. Дернову: «Л. Н. очень увлекся занятием пчелами и изучением их жизни и трудов только в первых годах после своей женитьбы, а именно после 1862 года. Во время роевщин он часто не возвращался домой целый день, забывая обед, и я носила ему завтрак на пасеку, которая находилась в полутора верстах от нашего дома».

Т. А. Кузьминская. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»: «Утро Лев Николаевич проводил в хозяйстве: всё, бывало, обойдет или же сидит на пчельнике. Это лето он пристрастился к пчелам».

Л. Н. Толстой. «Анна Каренина». Описание пасеки Левина, очень похожее на описание пасеки самого Л. Н.: «Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо него пчелам, он дошел по тропинке до избы. У самых дверей одна пчела завязла, запуталась ему в бороду, но он осторожно выпростал её. Войдя в тенистые сени, он снял со стены повешенную на колушки сетку и, надев её и засунув руки в карманы, зашел в огромнейший пчельник, в котором правильными рядами, привязанные к кольям, лежали, стояли среди выкошенного места все знакомые ему каждый своей историей, старые ульи, а по стенкам плетня – молодые, посаженные в этом году. Перед летками ульев рябили в глазах кружащиеся и толкущиеся на одном месте играющие пчелы и трутни, и среди них все в одном направлении, туда в лес, на цветущую липу и назад к ульям, пролетали рабочие пчелы с взяткой и за взяткой».

Т. А. Кузьминская. «Воспоминания о графе Л. Н. Толстом в 60-х гг.»: «Л. Н. по целым часам иногда сидел на пчельнике. Надев сетку и рукавицы, он на практике изучал жизнь пчел. Пчельник находился приблизительно в версте от дома, в молодом лесу, возле пасеки. Там, в избушке, помещался старый дед, каких описывают в сказках, с длинной белой бородой. Он ходил среди ульев с обнаженной головой, и пчелы его не трогали, что меня крайне удивляло».

Из брошюры К. С. Семенова «Л. Толстой в Ясной Поляне»: «Толстой увлекался пчелами и купил несколько ульев. Все работы на пасеке он делал сам, держал там только сторожа, который напоминал Тане Берс опереточного старика. С обычной страстностью и стремлением узнать всё до мелочей он покупал книги по пчеловодству, рекомендовал перевести с немецкого статью Карла Фохта о пчелах, наблюдал пчел, пытаясь, между прочим, установить, со скольких цветов пчела берет взяток, прежде чем полетит в улей, и сам про себя писал, что «сделался страстным пчеловодом».

Жена Толстого вспоминает, что он «страшно увлекался пчелами… и имел такой вид, что для него теперь центр всего мира составляет пчельник»…

Увлечение Л. Н. Толстого пчелами продолжалось около двух лет. Место, где был пчельник, зовут «Старая пасека»…

…История с пасекой, если её рассматривать обособленно, как бы подтверждает взгляд на необоснованную смену увлечений Толстого. Но на самом деле это не так. Толстой не мог не знать, как важны пчелы для плодоношения фруктовых садов. Отсюда понятно его стремление создать пасеку вблизи разбиваемого сада. Когда же оказалось, что сада за Воронкой не будет, пасека потеряла смысл и Толстой её забросил.

Существующая теперь вблизи литературного музея пасека была создана в 1890-х годах сыном писателя Львом Львовичем. Развел пчел и ухаживал за ними Соанс, переселившийся в Россию».