Главная / Главная / О выставке «Солдаты Победы – воины Христовы» рассказывает автор проекта

О выставке «Солдаты Победы – воины Христовы» рассказывает автор проекта

22 декабря 2014

О выставке «Солдаты Победы – воины Христовы» рассказывает автор проекта Артём Викторович Зенов, директор Музея обороны Тулы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года:

«Если бы существовала награда «За ратную доблесть и духовный подвиг», она по праву могла бы принадлежать героям выставки «Солдаты Победы - воины Христа»,  на которой рассказывается о священниках - фронтовиках, участниках ВОВ, рождённых,  либо служивших на территории Тульской области. Этими «дважды героями» стали люди, судьбы которых уникальны и интересны. Их объединяет то, что сан священника ими был принят уже после окончания войны, а во время её они вместе с нашими соотечественниками сражались на фронтах во имя жизни, не жалея своей.

Что же открыла им война, что заставило этих советских воинов-освободителей, стать батюшками и,  переоблачившись в «латы священника», продолжить бой за спасение человеческих душ, но не огнём, а словом?  Какую роль они сыграли для своих современников, помогая превозмочь горечь и утраты послевоенного времени? На все эти вопросы даёт ответ выставка, ставшая духовным открытием для наших земляков.

Проект представляет собой уникальную переносную экспозицию, новаторское и одновременно универсальное историческое исследование, которое может быть продолжено на территории любого региона нашей страны.  

Идея организовать выставку появилась не сразу. Всё началось с небольшого информационного стенда в музее о священниках и монахах Тульской области, прошедших горнило войны. Автора проекта вдохновил образ настоятеля Псково-Печёрской лавры о. Михаила Воронова, фронтовика, имевшего множество наград и принявшего сознательное решение после окончания войны посвятить себя служению Богу. Но по мере накопления материала  стало очевидно, что эта тема глубока и масштабна, и для того, чтобы её осветить, необходимо разработать серьёзную художественно выразительную экспозицию.  

Судьбы воинов, сменивших гимнастёрку на рясу стали духовным и историческим открытием для автора. Именно тогда возник вопрос, как показать жизненный путь людей, прошедших войну и после этого ставших священниками на территории Тульской области. Данное исследование, даже осмысление подобной темы было произведено впервые в нашем регионе. Работа настолько увлекла, что параллельно со сбором материала для экспонирования продолжался поиск  информации в различных архивах, появлялись новые грани экспозиционного решения и новые горизонты изучения феномена духовного подвига и исторических обстоятельств жизни священников. Даже количество фигурантов исследования увеличилось с 10 до 12, поскольку в процессе постоянного общения с родственниками, представителями церкви, краеведами обнаруживались новые имена.

1Первоначально поиск информации привел в Тульскую духовную семинарию и архивы Тульской Епархии. Тогда были обнаружена имена 10 священников, указавших в автобиографии службу на фронтах Великой Отечественной войны.

 Сразу выяснилось, что родственники одного из них (Г. Я. Степанова) живут в Туле, но следы остальных терялись. Было принято решение разыскивать родственников через храмы, где они служили.

Поразительно, что первая информация появилась по В.Ф. Лядичеву, у которого не было детей, да и почти все родственники выбрали монашеское служение. Калуга, откуда он родом, семь фотографий и три листа воспоминаний племянницы – всё что о нём было известно, поскольку  остальное сгорело в отчем доме в с. Льва Толстого. Огромную помощь автору оказал О.А.  Кизяев– калужский краевед.

Случай свел меня на районной Вахте Памяти с поисковиками  города Венева. Ребята из отряда «Звезда» смогли найти там2 дочь А.Т. Козачинского. «Ангел» - так называли его прихожане. Александр Тихонович,  как и его брат Михаил Тихонович  пережил немецкую оккупацию на Украине, воевал в 1944-1945 годах. Принял сан и переехал служить в Тульскую область.  И тут же первое разочарование: его родной брат –  М.Т. Козачинский умер, и единственные наследники живут на родине братьев священников – фронтовиков, на Украине.  Но не прошло и недели, как в интернете было найдено письмо вдовы М.Т. Казачинского, просившей помощи в борьбе с соседями по дому в Туле. В письме был телефон, по которому мы с ней связались, а позже встретились. Таким образом, информация об отсутствии родственников в Туле оказалась недостоверной.  

Далее пришла информация из «Архива военно-медицинских документов Министерства обороны РФ» о М.Ф. Чудакове, дополнившая сведения, полученные из  Богородицка (помощь оказала заведующая «отделом истории» «Богородицкого Дворца-музея и парка», О.А. Перова)  и Епифани.

3Священники В.В. Савин и А.П. Ромашов переехали в 50-х годах из Тулы в Калужскую Епархию. О судьбе Ромашова данных не оказалось. Информация о Савине из Калуги пришла не полная: о военном прошлом ни слова, вышел на пенсию в 80-х, дальнейших данных у Калужской и Боровской  Епархии не было.  Уже после открытия выставки поразительным образом выясниться, что Савин проживал до конца 90-х в Туле. Об этом и многом другом расскажет его дочь, с которой я познакомился гораздо позднее, уже на открытии этой выставки в стенах Тульской Духовной Семинарии в мае 2013 г.

В мае 2012 г. «Музей обороны города Тулы в ВОВ 1941-1945 гг.» был представлен в выставочном зале Ясная Поляна (г. Тула).  На общемузейной4 выставке впервые серьёзно была отражена тема исследования. В одном из разделов  экспозиции посетители увидели 10 фотографий с пояснительным  текстом, размещённых художником на фоне маскировочной сети. Выставка содержала множество  интересных экспонатов из фондов музея: предметы быта и вооружения, найденные поисковыми отрядами на рубежах обороны г. Тулы в годы ВОВ. Но внимание посетителей приковывали батюшки. Это утвердило автора в правильности идеи создания крупной экспозиции.

К.В. Троицкий – единственный из батюшек имел сан священника до 5войны. В  его автобиографии было обнаружено указание на д. Слободка в Беларуси, а на фотографии - медаль Партизана ВОВ.  Работа в Национальном архиве Республики Беларусь прояснила ситуацию. В итоге стало известно, что Константин Васильевич - разведчик партизанского отряда им. Пономаренко бригады им. Сталина в 1942-1944 годах. Из Личного листка: «К.В. Троицкий, будучи священником русской православной церкви в д. Слободка Иванецкого района, активно  работал по разведке в пользу партизан и советской власти на всем протяжении немецкой оккупации… Преданный патриот Советской Родины».

Постепенно исследование уводило автора всё дальше, а судьбы батюшек причудливо раскрывались. Там же в6 Минске появился новый фигурант – В.А. Коноплев (митрополит Алексий). Его дело не попало в поле зрения при работе в архиве Тульской Епархии, так как хранилось в Московской патриархии. Уже в сентябре музеем было отправлено прошение на имя Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла с просьбой о предоставлении информации, которая была получена в октябре 2012 г. за три недели до открытия выставки.  

Но самым главным потрясением в работе стало известие из Белевской Епархии (в Тульской области, она существует наряду с Тульской) о том, что в с. Мишнево Суворовского района до сих пор служит 93-х летний священник – ветеран ВОВ Фролов Григорий Иванович.

7За период с ноября 2011 г. по сентябрь 2012 г. эти батюшки стали не просто историческими персонажами, а близкими людьми. Возможность познакомиться с одним из них явилась огромным счастьем. Уже через несколько дней мы вместе с В.Е. Лазаревым, председателем Совета ветеранов Ленинского района, опытным поисковиком, стояли на пороге уютного домика у Свято-Богоявленского Храма. Образ о. Григория до сих пор светится в памяти. Он любовно и с беспокойством рассказывал о своём храме, который был принят им в 1985 году, а в годы войны, будучи в плену вёл подробный дневник в двух  экземплярах. Первый лег на стол военной контрразведки, а второй, к сожалению, утерян батюшкой. Встреча с о. Григорием стала потрясением не только для нас, но и для гостей выставки.

К  октябрю 2012 года я располагал сведениями о 12 священниках,  личными вещами троих из них и экспонатами, любезно предоставленными Тульской Духовной Семинарией. Батюшек необходимо было показать достойно. Ряд информационных баннеров о каждом из них производил впечатление иконостаса. Важной задачей было подчеркнуть объединяющую судьбы священников особенность: в жизни каждого из них существовал незримый рубеж между мирской жизнью, где осталась война, и периодом духовного служения. Поэтому баннер состоит из 2-х частей: в верху фотографии военных лет  и награды, ниже – более позднее фото в сане священника и изображение храма – места служения.  Три баннера объединили шесть людей, так как  не удалось найти их фотографии времен ВОВ.

Непроизвольно при составлении баннеров была допущена символическая неточность: ни у одного священника не было указано даты ухода из жизни. Размышляя над тем, почему так вышло, я пришёл к выводу, что каждый воспринимался  близким собеседником, к тому же у Бога живы все.

Нужно отметить, что когда 2-х метровые баннеры были развешаны в зале, сложилась впечатление, что основная экспозиция музея была создана именно для них.

И вот 8 ноября 2012 года в «Музее обороны города Тулы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» состоялось открытие выставки «Солдаты Победы – воины Христа»,  которая действовала вплоть до 8 февраля 2013 года  и являлась частью основной экспозиции музея.

Одним из ключевых разделов экспозиции является центральный подиум, где представлено обмундирование бойца Красной армии и облачение священника, а также  Святое Евангелие8 1820 года издания, подклеенное газетами 1944 года и  молитва, читаемая за Литургией в храмах Русской православной церкви в 1941–1942 гг., распечатанная на большом баннере.  Сравнивая два образа, посетитель видит, что промысел священника также связан с борьбой. Элементы его одеяния по своему назначению копируют доспехи средневекового  воина.

Основное внимание привлекали баннеры, фотографии и личные вещи батюшек. Например, фотоснимок Григория Фролова со своими однополчанами, у одного из которых на поясе – неуставной трофейный ремень со стертыми орлом и свастикой, инструкция немецких карателей по борьбе с партизанами,  копии  нотных листов, написанных рукой В.Ф. Лядичева, фотографии награждения Г.Я. Степанова медалью «За отвагу» и др.

Перед началом выступлений было предусмотрено время для самостоятельного осмотра экспозиции, общения с авторами выставки, родственниками священников. Благоговейный трепет и неподдельное уважение 9собравшихся вызвало появление о. Григория. Он нашёл в себе силы приехать. Отец Григорий испытывал детскую радость возле баннера со своим храмом и, ясно рисуя события, рассказал о своём участии в ВОВ, как во время экскурсии, которую позже вёл автор проекта и директор музея, так и в интервью обступивших его журналистов. В этом рассказе содержится ответ на вопрос что заставило героев выставки, бойцов Красной Армии посвятить себя служению Богу: «Молитва у меня без конца в устах была. Без молитвы я думаю мне не спастись бы. Однажды мы попали под минометный огонь. Прямо около меня упала мина и разорвалась. В глазах моих стоял огонь, да и сам я был весь в огне, так я думал. Но из ямы вышел, шинель ощупал - все чисто, ничего меня не задело. Был еще случай на Кавказе. На нас шли танки. Там где они ехали - были окопы, а мы отступали - бежали от них. И один танк следом за мной погнался, я от него. Я в окоп тогда прыгнул, а он над окопом начал вертеться. Увидел, что я там и захотел задавить. Но не смог - пошел своим ходом, а я вышел потом целым и невредимым. И тогда молитва тоже была у меня на устах».

         По словам Григория Ивановича, прошедшего и окружение под Киевом, и бои на Кавказе, молитва неоднократно спасала его от, казалось бы, неминуемой гибели. Как-то германский танк прорвался к позициям красноармейцев и принялся «утюжить» окоп, в котором находился Фролов. Наш земляк опустился на дно траншеи и молил Бога о спасении. Гитлеровская бронетехника долго крутилась над окопом, обваливая его стенки и все10 ближе приближаясь к телу воина. Еще чуть-чуть, буквально какие-то сантиметры – и гусеницы вспороли бы спину солдата. Но тут вражеский экипаж, очевидно, решил, что боец уже раздавлен, и танк поехал дальше. Возможно, именно эти незабываемые эпизоды повлияли на выбор Григория Фролова стать священником. С 1986 года он – настоятель Свято-Богоявленского храма в селе Мишнево Суворовского района Тульской области.

В «Музее обороны г. Тулы в ВОВ 1941-1945 годы» поисковыми отрядами собраны различные фрагменты немецкой бронетехники, найденные на полях сражений в Тульской, Калужской и Орловской областях. Эти танковые катки и траки после эмоционального рассказа Григория Ивановича посетителями выставки воспринимались уже не просто как старое безмолвное железо, а как символ страшной силы, которая несла смерть, страдания и разрушения.

11Из экскурсии, которую провёл  директор музея и автор проекта  гости узнали много интересного о героях экспозиции и их времени.

Открытием для многих стал тот факт, что регент архиерейского хора Всехсвятского кафедрального собора Тулы Василий Лядичев (архимандрит Тихон), который был известен, как композитор-самоучка сформировавший школу тульского церковного хорового искусства, прошел всю войну, начиная от Москвы и заканчивая уничтожением группировки немцев в Кенигсберге. О себе скромно говорил, что никого на войне не убил, был писарем. Правда, забывая упомянуть, что писарем стал только в 1944 году в огнеметных ротах.  Но наградные листы говорят обратное: «Сам лично огнем из12 пулемета содействовал отражению контратаки немцев… где лично уничтожил до 15 гитлеровцев. Огнем из автомата уничтожил двух гитлеровцев и вынес с поля боя тяжело раненого бойца с его личным оружием». Тогда в 1945 году будущий архимандрит Тихон  участвовал в ликвидации вражеского гарнизона, засевшего на одном из хуторов в окрестностях Кенигсберга.   Награждён медалью «За отвагу», орденом Красной звезды.

13Георгий Степанов. Нас заинтересовало несоответствие: как скромный заведующий столовой мог получить медаль «За отвагу»? На Карельском перешейке он «…первым поднявшись в атаку, своим примером увлек за собой остальных товарищей. Первым ворвался в траншею противника и в рукопашной схватке уничтожил трех финнов».  За этот подвиг бойца и наградили медалью. А после войны Георгий Яковлевич был рукоположен в сан священника, с 1955 по 1996 годы его знали как настоятеля Никольской церкви в поселке Кочаки Щекинского района Тульской области.

 

 

15«Священники не любят рассказывать и вспоминать о войне» – делилась вдова Михаила Козачинского Галина Николаевна. Они считали своим долгом не воспевать память о каждом военном событии, а отмаливать грехи смертоубийства и духовно поддержать свой народ в нелёгкое послевоенное время. Сам Михаил Тихонович имел медаль «За отвагу», полученную в боях при взятии Берлина (Сандомир и Бреслау).

Судьба каждого священника – это готовый  сюжет для книги или фильма. Здесь рассказано далеко не о каждом.

На выставке 8 ноября 2012 г. по благословлению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия присутствовали: благочинный Пригородного округа – протоиерей Вячеслав Ковалевский, настоятель храма Св. влкмч. Георгия Победоносца в пос. Ленинский - протоиерей Борис Монькин, настоятель Свято-Богоявленского храма в с. Мишнево Тульской области - протоиерей Григорий Фролов, представители тульского Православного молодежного движения, краеведы, работники музеев тульской области, учащиеся Тульской Духовной семинарии, студенты тульских вузов, жители поселка Ленинский, представители множества СМИ Тулы и области. По главному православному телеканалу страны «Союз» прошёл яркий репортаж о выставке. В конце гости давали интервью, делились впечатлениями. Приведу некоторые из них.

Благочинный Пригородного округа – протоиерей Вячеслав Ковалевский рассказал о судьбе своего покойного деда - протоиерея Виталия Антоновича Ковалевского: «Мой дед во время войны был участником партизанского движения. Он был на оккупированной территории и помогал бороться с врагом. О нем даже упоминается в книге писателя Вутетича «Навеки юные». Приятно, что сегодня наступает такое время, когда мы можем соприкоснуться с тем неизвестным для нас служением духовенства Русской Православной Церкви в годы войны и рассказать об этом молодому поколению».

16Студенты исторического факультета ТГПУ им Л.Н.Толстого сошлись во мнении, что выставка «Солдаты Победы - воины Христа» - бесценный исторический материал: «Эта выставка очень интересная, ведь тему эту никто еще не поднимал. Очень любопытно посмотреть на представленные здесь, подлинные вещи реальных героев войны. Нам - будущим историкам это, несомненно, пригодится».

Директор «Тульского государственного музея оружия» Надежда Калугина присутствовала на выставке в качестве гостя:17 «Впечатление очень сильное, я считаю, что должна быть восстановлена историческая справедливость. И надо показать, что люди, которые имели духовный сан, были священнослужителями и представляли Русскую Православную Церковь - были лидерами духовности в своем большинстве и по преимуществу. Они способствовали тому, что сегодня на высоте лет мы должны оценить эту победу в войне именно как духовную победу. Именно вера в свой народ, стремление защитить не только свою семью, своих детей – защитить свою родную землю помогли одержать эту победу. К сожалению, сегодня некоторые деятели принижают значение духовного подвига народа. Выставка же «Солдаты Победы - воины Христа» делает акцент именно на духовной стороне вопроса. И я считаю, что это очень важно – показать итоги войны именно с такого ракурса».

Стоит с благодарностью упомянуть архивы  Московской патриархии, Тульской, Белевской, Калужской, Тверской и Кашинской, Санкт-Петербургской и Ладожской епархий, Архив военно-медицинских документов Министерства обороны РФ, Национальный архив Республики Беларусь, куда уводит нить исследования судьбы К.В. Троицкого, партизанившего в белорусских лесах с 1942 по 1944 годы. На сайте «Подвиг Народа», были найдены наградные листы. 

 18

Это исследование нашло отклик у многих неравнодушных людей. Заведующая Церковно-археологическим кабинетом Тульской духовной семинарии, М.А. Михалёва помогла получить 19доступ к архивной документации канцелярии Тульского епархиального управления. 

Большую помощь в формировании выставки оказал упоминаемый выше Лазарев Валерий Евгеньевич. Впоследствии в школе посёлка Иншинский, где базируется возглавляемый им поисковый отряд «Бард», он оформил постоянную школьную экспозицию по теме исследования для проведения на её базе военно-патриотической и исследовательской работы с учащимися.

Выставку в «Музее обороны города Тулы в ВОВ 1941-1945 гг.» посетило большое количество учащихся, города и области,20 проводились запоминающиеся экскурсии и уроки мужества.  Поэтому не случайно в ряде школ Ленинского района судьбы священников стали темами исследования учеников, а результаты исследования освещались на школьных научных конференциях.

На сегодняшний момент с выставкой ознакомились жители дальних уголков Ленинского района, она демонстрировалась во многих поселениях данного муниципального образования. Сегодня с 5 мая и до конца лета 2013 года экспозиция переместилась в стены Тульской духовной семинарии (г. Тула).  

 С осени начинается передвижение выставки по Тульской области. Её ждут в Белеве, Одоеве и Суворове. На следующий год запланировано экспонирование 21выставки в Епифани, Веневе и Калуге. В планах музея – создание интерактивной электронной экспозиции.

Целью выставки было познакомить современников с событиями ВОВ и послевоенного времени в контексте судеб священников Тульской области, прошедших горнило войны и отдавших себя служению Русской Православной церкви в сложное послевоенное время. Проект также способствует переоценке ценностей,  заставляет задуматься о значении человека-подвижника в истории своей страны и жизни сограждан, а также являет  пример духовного становления личности, не сломленной трагическими событиями. Эти батюшки были героями своего времени и возможно станут ими для современников, а выставка в свою очередь поможет продлить служение, донести слово о Боге, подкреплённое примером всей их жизни».

 

 

 

 

Фотографии с мероприятий, посвященных Дню освобождения Крапивны от фашистских захватчиков 19 декабря 2014 года

Смотреть ещё

« назад